Семь грехов онлайн-рекламы, за которые маркетологи будут гореть в аду.

17-19 декабря 2019  V Конференция-интенсив
Управление BRAND & DIGITAL. Пошаговые инструкции

«С кем вы, мастера культуры?» – восклицал в 1932 году Максим Горький, призывая представителей мирового искусства определиться в нравственном и политическом отношении (то есть, выбрать между службой капиталу и службой рабочему классу).

Переиграем ее так: «С кем вы, мастера рекламы?» ОК, можно не думать о том, на какую идею ты работаешь в возрасте 20-25 лет. Но с возрастом задуматься об этом естественно.

Какие чувства (состояния психики) являются наиболее разрушительными для человека и для его близких? Приятно считать, что это: гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, обжорство и лень (и ее вариант – «уныние»). Они получили имя «главные грехи» или «семь смертных грехов». Современная онлайн-реклама, усердно создавая нефункциональный спрос, толкает потребителей к тому, чтобы они совершали ВСЕ эти «грехи».

Гордыня

Это про «статусное» или «демонстративное» потребление. Также его называют «Эффект Веблена» – в честь знаменитого американского экономиста, социолога, доктора философии Торстейна Бунде Веблена. На гордыню работают сотни тысяч маркетологов. В XXI веке предметы статусного потребления стали настолько абсурдными, что взрывается мозг: например подушка Guchi за 64 000 рублей.

Скупость

Роскошное поле для рекламных игрищ. Писатель-философ Франсуа де Ларошфуко говорил: «Скупость дальше от бережливости, чем даже расточительность». Она толкает потребителей, которых перманентно душит жаба, делать такие инвестиции, что профессионалы давятся от смеха.

Форекс, бинарные опционы, услуги «инвестиционных аналитиков», «безопасные и сбалансированные» пакеты низкорисковых и высокорисковых акций – рунет полон подобного «добра».

Зависть

Видеореклама в Сети и на ТВ в последние годы слились в общем эктазе, демонстрируя недостоверные и недостижимые образцы «успешных» людей, которые рождают жгучую зависть и социальный дарвинизм.

Мало кто этим интересуется, но Федеральная антимонопольная служба РФ нередко устраивает разбирательства в отношении рекламы, в которой усматриваются признаки социальной дискриминации и которая вызывает комплекс неполноценности. Как вам, например, слоган «Ваши дети гуляют вот так? А наши будут гулять вот так…».

Зависть предсказуемо приводит россиян к кредитному рабству и трудоголизму. Бизнес и маркетологи не считают это проблемой.

Гнев

Это в основном про рекламу для мужчин, которым свойственна агрессивность по природе (спасибо высокому уровню тестостерона).

Похоть

То, что реклама вдохновляется порнографией, стало общим местом еще во времена успеха декадентской книги Фредерика Бегбедера «99 франков». А сегодня прогрессивная общественность по всему миру пытается приспособить феномен массового потребления порно к традиционному пониманию «нормы» поведения человека.

То, что подавление сексуальности невротизирует целые страны, человечество выяснило на опыте тоталитарных обществ. Факт, что сексуализация всего, что движется в реале и на экранах современных устройств, тоже невротизирует целые страны, до массового сознания пока не дошел.

 

Обжорство

Кулинария – одна из топовых тем в контентном «облаке» рунета. Миллионные сообщества в соцсетях и жуткое количество читаемых кулинарных каналов в «Яндекс.Дзен» – тому подтверждение.

Древняя, как мир пищевая индустрия всегда будет нуждаться в услугах не слишком принципиальных маркетологов, ведь в ней царит жесточайшая конкуренция. И кому-то нужно придумывать, как в больших объемах продавать новые замечательные продукты

Обжорство – очень прибыльный грех. Он кормит десятки смежных отраслей. Там и одежда для бодипозитивных женщин и фитнес-браслеты, и диетология, и психотерапия, и танцы живота, и черт те что и сбоку бантик. Продвижением всего этого занимается целая армия маркетологов.

Лень

Ну это вообще – как бы и не грех вовсе. Миллионы сидельцев в офисах реально работают 3–4 часа в день. В остальное время предаются лени, унынию и всем остальным грехам – то вместе, то попеременно.

Лень и уныние вызывают к жизни жажду развлечений. А уж этого добра в любом крупном городе рекламируется предостаточно.

Интернет просто создан чтобы развлекать, вовлекать, бросать в воронку продаж и там топить каждого, кто впал в леность. Никогда еще в человеческой истории не было такого, чтобы миллионы зазывал сидели у тебя прямо в кармане – в волшебной коробочке под названием «смартфон».

 

Автор: Владимир Лакодин